PDA

Просмотр полной версии : Математики решили загадку возникновения пробок на дорогах


Онотоле
28.01.2009, 18:45
Стоять в пробках никто не любит. Тем не менее каждый день миллионы людей по всему миру делают это. А учёные подсчитывают потерянное время, ужасаются сами и потом ужасают всех остальных. Конечно, довольно часто заторы образуются из-за дорожно-транспортных происшествий, но куда чаще движение затрудняется «само собой», без всякой видимой причины. Математики из университетов Эксетера и Будапешта попытались разобраться в природе этого загадочного явления.

Сразу скажем: им это удалось. Составленная математическая модель ясно показала, что дело вовсе не в том, что «машин просто слишком много». Оказывается, даже если автомобилей в избытке, то в принципе они способны передвигаться с приемлемыми скоростями. Авторы исследования признают поток плотным, если километр пути постоянно занимают 15 и более машин. В заторах же виноваты исключительно сами водители (http://click01.begun.ru/click.jsp?url=4vrJyJpHlLpZTmeuu7D6G-L3UrC5ET7W1TJzodrgt1RL2VQ80heBH4CPutWXSeI4azb5Rvyj WqTA3YKNYWnzB9HItcx8OEHrc0fiwK66Qw7CDl0XiaIFjg5xiw TIpou-kBZRkvXcimH*nGSD*NJDJUrzrvJ6M1QMrmZz8WSnaN8FiA5h9f SusYc8jx5SCrMWXqZB6zTr0u*t-lZHVqT*VxS8Oejw0H7Sy9nrSdr-jm-Q4J2iL4nb1Kqp9XMcqK8LEcMAZPKNQGHK8WLI4yAwEFpIeo9pu 6VvqBxlWmSCax0MnWtbyOeEsTqXDLo-9MsiXCzJRrSbtcW1br9VucUyD7FR6ofIlNY5TW41SJ8oGwWgeD R9PERG*F*xuypzSsJrGznNK8fkSBKGm4sAXVL2dLPb0i*xlGrl 0jWnDbG3trA7eyuPIGQo1NuugKKrHtepUtKcH5JiDVc*JP9sz1 hlurjPxdipL2GKiU85PZivri*IvGR31W*ydFusxNflFJmS-E*8etW6j*GE50FapIazkkMmwSkD7M9onMkXG99jJIfh9dUky2x FD7ubsiAnlcDWEflmR06Y*bA).

Согласно математикам пробка образуется так: перед каким-то водителем возникает некое препятствие — не обязательно что-то экстренное, но ему нужно замедлиться. Он тормозит, однако снижает скорость больше, чем требуется в данной ситуации. Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шофёру — ещё сильнее. В результате движение прекращается и пробка начинает расти. Получается как бы эффект домино: стремительно движущаяся назад волна останавливает машину одну за другой.

Выходит, что истинными виновником заторов становятся или невнимательные водители, или же любители испытывать перегрузки за рулём, чередующие мощные разгоны с не менее мощными торможениями. Двигаясь рывками, такие товарищи здорово осложняют жизнь соседям по потоку. И ситуация оказывается тем хуже, чем резче тормозит «зачинщик» пробки, который всегда оказывается у её истоков. Математики подсчитали, что «нервный» шофёр одним своим экcтренным торможением может буквально из ничего создать затор длиной несколько километров.

Решение проблемы очень простое, но пока что трудновыполнимое на практике. Дабы плотное движение само собой не закупоривалось, поголовно всем водителям нужно внимательно следить за дорогой и ехать как можно плавнее, избегая резких манёвров. Рецепт, мягко говоря, не блещет новизной — так учили ездить ещё наших дедушек и бабушек, когда ни о каких пробках и речи не шло. Но теперь преимущества плавной езды доказаны со всей точностью математической науки. Кстати, авторы исследования не собираются останавливаться на достигнутом и планируют в ближайшее время разработать аналогичную модель для оценки эффективности новейших электронных систем, которые умеют поддерживать дистанцию до впередиидущей машины. И ведь вполне может оказаться, что новомодные примочки не только повысят безопасность, но и при массовом применении сэкономят автомобилистам кучу времени.

Serge
28.01.2009, 19:34
Ну, для начала автору - нормальную ссылку на первоисточник - в студию, то бишь - в пост!

SestrenkA
28.01.2009, 20:02
где-то читала. что в Москве причиной пробок также является устаревший тип развязок - в форме "лепестков"

Artist
28.01.2009, 22:42
А я смотрел передачу по телеку о том,что они (математики) собираются каким-то образом выразить весь поток московских машин через уравнение.А затем,когда смогут его решить,добьются рационального использования всех дорог столицы и резко снизят вероятность возникновения пробок хотя бы в своей математической модели.:)

administrator
29.01.2009, 07:36
ИМХО в пробках виноваты только менты- поставят какого-нить дибила с палкой на перекрёсток- сразу пробка!

Dick
29.01.2009, 12:03
Вся транспортная структура в Москве представляет сообой закручивающуюся к центру воронку - одни кольцевые дороги. Потому и пробки. А в самом центре всякие переулки и закаулки, что ещё больше осложняет движение.
В Нью-Йорке, где все трассы параллельные и перпендикулярные, таких пробок нет.

Саныч
29.01.2009, 13:27
Эти "Ученые" сами то ездили в пробках! Я по Москве езжу недавно но понял одно виноваты мелкие аварии и менты!