PDA

Просмотр полной версии : История компании yamaha и ее мотоциклы


Гаечка
29.08.2008, 13:45
Скорее всего, человек, имя которого используется для обозначения миллионов мотоциклов, сам никогда не пробовал проехать на таковом. Торакусу Ямаха (Torakusu Yamaha) умер в 1916 г., и. наверное, никогда даже не видел мотоцикл. Ямаха родился в городе Нагасаки в 1851 г. и начал работать учеником мастера, затем стал практикантом по изготовлению медицинского оборудования. В 1883 г. он переехал в город Хамамацу, где вел частную практику инженера. Первый же подряд на ремонт школьного органа привел к созданию музыкальной династии Ямаха. Предприятие по изготовлению музыкальных инструментов было названо Nippon Gakki («Японские музыкальные инструменты»), ему сопутствовал успех. В качестве эмблемы использовались три камертона. Прошло много времени с тех пор, как скончался основатель компании Торакусу Ямаха, и компания пережила забастовки, землетрясение и смену руководства, когда ее президент Гэнъити Каваками (Gerrichi Kswakami) в 1948 г. решил использовать оставшийся после войны завод для производства небольших мотоциклов для процветающего отечественного мотоциклетного рынка. В то время как другие фирмы с осторожностью включались в производство мотоциклов, компания Nippon Gakki. пользуясь выгодами гарантированного финансирования, работала над созданием нового мотоцикла и занималась строительством нового завода в Хамамацу. Расширившееся мотоциклетное производство было названо Yamaha в честь основателя фирмы.

Компания Nippon Gakki была единственной в Японии, которая создала свой первый мотоцикл на базе модели DKW RT125, что совпало с созданием компанией BSA похожей модели Bantam и компанией Harley-Davidson модели Hammer. Первый мотоцикл марки Yamaha - YA1 класса 125 cm3 был выпущен в 1955 г. В месяц производилось 200 таких мотоциклов. В следующем году была выпущена более крупная модификация класса 175 см3. Мотоциклы серии YA находились в производстве до начала 1970-х гг. Для создания машины класса 250 см3 в компании Yamaha изучили двухцилиндровую модель Adler MB250. В результате была выпущена модель YD1 с рамой из прессованной стали, которая унаследовала от марки Адлер только ее базовую конструкцию и размеры.

Компания создала гоночную версию модели YD1 с легкой трубчатой рамой и двигателем с коротким ходом поршня. В 1957 г. на трассе Асама гонщики на мотоциклах Yamaha заняли три первых места в классе 250 cм3 и два первых места в классе 125 см3. В подтверждение старой истины, что успех в гонках помогает в продажах, мотоцикл Y01 пользовался постоянным спросом у покупателей. Yamaha была первой японской маркой, выставлявшей свои мотоциклы на гонках в США и принявшей участие в европейском Гран При в 1961 г. На французских этапах Гран При в классах 125 и 250 см3 Yamaha в обоих случаях заняла седьмые места.

К этому времени Yamaha приобрела компанию Showa, не имевшую ничего общего с известным производителем компонентов подвесок. От этой компании Yamaha получила в наследство гоночный мотоцикл класса 125 см3, который помог ее инженерам досконально изучить работу тарельчатых клапанов. Компания Yamaha, как и Suzuki, ограничивалась производством двухтактных двигателей, как для гоночных, так и для своих дорожных мотоциклов. В 1966 г. компания выпустила двухцилиндровую модель YL1, которая в стандартном снаряжении могла развивать скорость 113 км/ч. а в заводском гоночном оснащении скорость была, пожалуй, вдвое большей. Начало серии двухцилиндровых машин класса 250 cм3 было положено в 1959 г. с выпуском модели YDS1, затем в 1962 г. появилась модель YDS2, а в 1964 г. - YDS3. Эти базовые дорожные мотоциклы через модель DS7 в 1973 г. перешли в длинную серию RD. Серия мотоциклов ТD представляла собой подготовленные к гонкам машины на базе выпущенной в 1962 г. модели Т01 класса 250 см3. Серия мотоциклов FR класса 350 см3 послужила основой для создания в 1969 г. модели TZ с жидкостным охлаждением.

Первый успех в гонках Гран При пришел к марке Yamaha в 1960-х гг. в малых классах. В 1963 г. Yamaha вновь выставила свои мотоциклы RD56 мощностью 45 л.с. на этапах европейского Гран При в классе 250 см3 и одержала первую победу на высокоскоростном кольце Спа-Франкошан в Бельгии. Затем последовали вторые места в Ассе-не и на острове Мэн.

Тем не менее, основной успех пришел только годом позже, и в 1964 и 1965 гг. Фил Рид (Phil Read) на параллельном двухцилиндровом мотоцикле R056 марки Yamaha становился чемпионом мира в классе 250 см3 - и это был первый раз, когда победа была одержана на двухтактном мотоцикле. На протяжении следующих двух сезонов триумфаторами были Майк Хэйлвуд (Mike Hailwood) и марка Honda, но в 1968 г. Yamaha вернула титул в классах 125 и 250 см3.

В надежде заработать на возникшем в США помешательстве на внедорожных мотоциклах компания Yamaha в 1968 г. объявила о выпуске модели DТ1. До появления этого серьезного кроссового мотоцикле японские внедорожные машины представляли собой, попросту, дорожные модели с поднятыми выхлопными трубами и обутыми в шишковатые покрышки колесами. Модель DT1 была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 175 см3 и, помимо того, что могла ехать по дороге со скоростью 97 км/ч; была весьма конкурентоспособным внедорожным мотоциклом. В заводской гоночной оснастке, без осветительных приборов этот мотоцикл мог всерьез соревноваться с кроссовыми мотоциклами ведущих марок. Задолго до этого, ведущие компании выпустили похожие машины, a Yamaha расширила свой ассортимент, выпустив модели DT50 и DТ400. Промежуточным шагом в этом направлении было появление модели DT175, которая выпускалась с 1973 по 1985 гг. Эта модель была хорошей альтернативой моделям классов 250 и 400 cv3, поскольку она была более резвой при езде по бездорожью и более экономичной. К 1974 г. компания Yamaha выпустила предназначенный исключительно для мотокросса мотоцикл под названием YZ250.

В 1969 г. Yamaha представила четырехтактную двухцилиндровую модель Х51 с вертикально расположенными цилиндрами. Это был самый крупный из всех произведенных до этого компанией мотоциклов. Компания Yamaha сознательно вторглась на традиционно британскую территорию, занятую такими машинам, как Т120 Bonneville. Модель XS1 была оснащена двигателем с расположенным в головке распредвалом объемом 653 cm3, сочлененным с пятиступенчатой коробкой передач, с электрическим стартером. Но у мотоцикла были существенные недостатки: он был плохо управляемым и неважно держал дорогу. Доработанная модификация под названием XS650 была легче в управлении и была задействована в экзотических американских кроссовых и трековых соревнованиях мотоциклов с колясками. Ее производство осуществлялось до начала 1980-х гг. Yamaha попробовала также версию модели класса 750 см3, в которой с два вращающихся в противоположном валу двигателя направлении балансиры, расположенные в задней части картера, призваны были минимизировать вибрацию. Однако от них пришлось отказаться, так как это сказывалось на эксплуатационных качествах машины.

Что касается малообъемных машин, то было очевидно, что Yamaha станет выпускать такие же мотоциклы для повседневного применения, как компании Honda и Suzuki. Маленькие двухтактные машины с пластинчатым клапаном и рамой мотороллерного типа марки Yamaha были представлены моделями V50 и V80 с автоматическими двух- и трехступенчатой коробками передач. К преимуществам мотоциклов можно было отнести автоматическое смешивание двухтактной топливной смеси и. закрытый цепной привод. Эти модели были впоследствии заменены четырехтактными машинами с валом в качестве главного привода - Т50 и Т80, а в 1972 г. компания Yamaha выпустила оснащенный двигателем с тарельчатым клапаном спортивный мопед FS1, который в угоду подросткам имел вид мотоцикла. Несмотря на то, что скорость мопедов в Соединенном Королевстве была ограничена 48 км/ч, эта модель продавалась до конца столетия в двух модификациях: FS1 с барабанными тормозами и FS1DX с дисковыми тормозами.

В 1973 г. на смену давно выпускавшимся моделям YDS пришла серия RD, в которой, вместо обычного золотникового газораспределения, была применена усовершенствованная компанией система всасывания с пластинчатым клапаном, известная под названием «торсионное всасывание». Основным преимуществом такого впуска был более широкий диапазон отбора мощности. Например, мотоцикл RD250 начиная разгон не с 6000, а с 4000 об./ мин., так что он был более послушным и экономичным. В серию RD входили модели классов 125,200,250 и 350 см3, при этом две последние модели были оснащены использовавшейся в гоночном мотоцикле TZ шестиступенчатой коробкой передач. В 1975 г. мотоциклы серии-RD были подвергнуты косметической доработке, заключавшейся в топливном баке более угловатой формы, новом сидении и новой графике. В следующем году модель RD350 превратилась в RD400, а в 1978 г. в машинах появилось электронное зажигание. Тем не менее, выпуск задиристых двухтактных мотоциклов R0 был прекращен в 1980 г., когда в США были ужесточены требования к выхлопным газам, и эти мотоциклы не могли противостоять движению за чистоту окружающей среды. В то же время в 1970-х гг. компания Yamaha выпустила четырехтактный двухцилиндровый мотоцикл XS500. Из ее технических характеристик следует выделить два расположенных в головке распредвала, по четыре клапана на цилиндр и вал системы уравновешивания для сглаживания вибрации. Мощность двигателя была 48 л.с. при 8500 об./ мин., что позволяло развивать максимальную скорость 175 км/ч. Однако тяжелый XS500 портили посредственная управляемость и неважные эксплуатационные характеристики, поэтому на этом фоне гораздо лучше выглядели более легкие двухцилиндровые мотоциклы серии XS. Это были выпущенный в 1976 г. мотоцикл XS360 с одним расположенным в головке распредвалом и 180-градусным коленчатым валом и XS250. Двигатель объемом 360 см3 впоследствии был расточен до 400 см3, в результате чего появилась модель XS400. Эта модель со временем была оснащена хребетной рамой, головкой цилиндра с двумя распредвалами и задней подвеской с моно амортизатором и оставалась в производстве до 1983 г.

В конце 1970-х гг. возник новый рынок крупных внедорожных мотоциклов, и в 1977 г. появилась давно ожидаемая модель ХТ500. Она была оснащена четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 499 см3 с одним расположенным в головке распредвалом, двумя клапанами, одним карбюратором и без электрического стартера. Дорожная модификация этого мотоцикла называлась SR500. В ней использовался тот же двигатель, но с более крупными клапанами и более емким карбюратором, а также с передним дисковым тормозом и 12-вольто-вым электрооборудованием в отличие от 6-вольтового в модели XT. В 1977 г. компания Yamaha выпустила модель XS750. Это была первая успешная четырехтактная машина и первая попытка компании прорваться на вновь образовавшийся рынок мотоциклов категории Superbike. Силовой агрегат машины представлял собой трехцилиндровый двигатель с двумя расположенными в головке распредвалами объемом 747 см3, соединенный с валом главного привода, что, если и не особенно способствовало проявлению мотоциклом спортивных качеств, то упрощало график техобслуживания. Тремя годами позже эксплуатационные качества двигателя были улучшены посредством увеличения объема двигателя до 826 см3 и доведения мощности до 79 л.с. при 8500 об./мин. Если XS750 развивал максимальную скорость 177 км/ч, то скорость мотоцикла XS850 была на 24 км/ч выше, а его регулируемые передняя и задняя подвески гарантировали также хорошую управляемость. В 1983 г. на смену этой модели пришел четырехцилиндровый мотоцикл ХJ900. В то же время марка Yamaha заработала себе имя за счет двухтактных двухцилиндровых серийных гоночных машин, четырежды выиграв чемпионат мира в классе 250 см3 - в 1970, 1971, 1972 и 1973 гг. Следующие три года подряд марка выигрывала чемпионат в классе 350 см3, кроме того, мотоциклы Yamaha дважды выигрывали в классе 125 см3, а в 1973 г. - и в классе 500 см3. Более того, Кении Робертс (Kenny Roberts) на мотоцикле Yamaha с 1978 по 1980 г. трижды становился чемпионом мира в классе 500 см3.

Серия RD обрела свое новое воплощение в машинах LC или Elsie, которые обладали более округлыми контурами, чем их предшественники, и выпускались для Европы как двухтактные двухцилиндровые мотоциклы с жидкостным охлаждением. Это способствовало тому, что их двигатели работали с меньшим шумом и в более ровном температурном режиме, чем мотоциклы RD. В мотоциклах LC использовались всасывание с пластинчатым клапаном, как в RD, шестиступенчатая коробка передач, резиновые прокладки при монтаже двигателя и новая задняя подвеска с моно амортизатором, унаследованная от кроссового мотоцикла YZ. Мотоциклы LC оказались особенно результативными в гонках серийных машин, одержав победу в первых же своих соревнованиях по трековым гонкам в классах 250 и 500 см3. В 1982 г. компания представила свою главную техническую новинку - повышающую мощность систему газораспределения YPVS (Yamaha Power Valve System), которая представляла собой регулируемый выпускной канал, автоматически меняющий свой размер и положение в зависимости от оборотов двигателя. В результате мощность двигателя увеличилась до 59 л.с. при 9000 об./мин. Такая же система была использована в выпущенной в 1984 г. модели RD500LC с V-образным четырехцилиндровым объемом 499 см3, обладавшим мощностью 80 л.с. и максимальной скоростью 217 км/ч. Благодаря этой машине компания грелась в лучах славы Кении Робертса, добившегося больших успехов в гонках Гран При. В ее двигателе было два коленчатых вала и четыре карбюратора, а механически связанные четыре клапана YPVS приводились в действие с помощью серводвигателя.

Компания Yamaha позже своих соперников создала четырехцилиндровый четырехтактный мотоцикл. После неубедительных двухцилиндровых машин с вертикальным расположением цилиндров и трехцилиндровых моделей в конце 1980 г. компанией Yamaha была выпущена еще одна четырехтактная машина TR.1. Она была оснащена V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 981 см3 с развалом цилиндров 75°, с одним расположенным в головке распредвалом и двумя клапанами на цилиндр. Машина отличалась хребетной рамой, закрытым цепным приводом, разделенным по вертикали картером и пятиступенчатой коробкой передач. Это был дорожный мотоцикл, в традиционном для Запада понимании этого определения, в котором из усовершенствований были только электронное опережение зажигания и задняя подвеска с моно амортизатором. Наряду c TR1 компания выпустила похожую модель Virago с двигателем объемом 740 см3, которая при традиционном дизайне отличалась использованием вала в качестве привода. Концепция Virago нашла свое применение и в модификациях классов 125, 250 и 1100 см3.

В 1932 г. был выпущен мотоцикл, конструкция которого носила потенциально более авантюрный характер. Мотоцикл XZ550 был оснащен V-образным двухцилиндровым (с развалом цилиндров 70°) двигателем объемом 552 см3 с жидкостным охлаждением и двумя расположенными в головке распредвалами, с четырехклаланными головками цилиндров с двумя выпускными каналами на каждый цилиндр. Довольно необычным было расположение вала системы уравновешивания, который свешивался с нижних трубок консольной рамы. Причудливость технических решений дополнялась использованием вала в качестве привода и передними вилками с ведущими соединениями с осью колеса. Этот мотоцикл нельзя было назвать красивым, а его эксплуатационные характеристики оставляли желать лучшего. В это же время выпускались более традиционные четырехцилиндровые мотоциклы серии ХJ с двумя расположенными в головке распредвалами, в которую входили модели Х3550 и оснащенные валом в качестве привода XJ650 и ХJ750. Как и в случае с моделью СХ марки Honda, компания Yamaha оснастила модель XJ650 турбонагнетателем и выпустила модель XJ650 Turbo с такими же техническими характеристиками, что и модели с двигателями больших размеров. Получилось все-таки, что больше - лучше, и выпущенный в 1983 г. мотоцикл XJ900 оказался более покладистым и откровенно туристским. Он был оснащен четырехцилиндровым двигателем с двумя расположенными в головке распредвалами объёмом 853 см3 с валом в качестве привода и воздушным охлаждением. Такая концепция оказалась довольно жизнеспособной, во всяком случае, в конце двадцатого столетия в мотосалонах все еще выставлялись такие мотоциклы в модификации FJ900 с двигателем увеличенного до 891 см3 объема мощностью 91 л.с. Большее впечатление на мотоциклистов произвела выпущенная в 1984 г. модель FJ1100, объем двигателя которой был вскоре увеличен, в результате чего в 1986 г. появилась модель FJ1200. В 2000 г., несмотря на то, что эта модель уже была снята с производства, на рынках подержанных товаров она считалась одной из лучших машин для длительных туристических поездок. Мощность машины 125 л.с. и максимальную скорость 238 км/ч обеспечивал четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и валом в качестве привода. Машина была оснащена задней подвеской с моно амортизатором, рамой из сплава и обтекателем кокпита. С 1991 г. в качестве опции предлагалась даже антиблокировочная тормозная система ABS.

В 1991 г. компания Yamaha вышла на рынок с четырехцилиндровой машиной меньших размеров. Это была скромная модель Diversion 600 с установленным под наклоном вперед двигателем с воздушным охлаждением объемом 600 см3, с двумя клапанами на цилиндр. Модель продавалась в двух видах: с полуобтекателем и без оного.

Если модели Diversion не хватало прыти, то мотоцикл V-Max был более чем резвым. Представленный в 1985 г. этот мускулистый культовый мотоцикл излучал агрессию, которая исходила от заполняющего всю раму V-образного четырехцилиндрового двигателя с жидкостным охлаждением объемом 1198 см3. Этот мотор, соразмерный с автомобильными двигателями, был позаимствован у другого большого туристского мотоцикла марки Yamaha - XVZ12. Он был оснащен более крупными карбюраторами, клапанами и клапанными пружинами, а также более прочными нижними головками шатунов.

Что касается внедорожных мотоциклов, то компания Yamaha отступила от прежней практики и стала оснащать их четырехтактными одноцилиндровыми двигателями. В этой серии можно выделить мотоцикл ХТ550 с четырехклапанным двух карбюраторным двигателем объемом 558 см3 и его меньшего собрата - ХТ400. Продолжили серию модели ХТ600 и XT600ZTenure, которые завоевали популярность благодаря участию в пустынных ралли, типа Париж-Дакар. Эти мотоциклы отличались объемистыми топливными баками и высокой подвеской. К 2000 г. компания Yamaha значительно улучшила модели, созданные по принципу двойного назначения, так что ХТ600Е была, вероятно, самой лучшей из подобных машин. Тем не менее, более легкая модель ХТ350 лучше вела себя при езде по бездорожью. В дорожной машине SRX600 использовался такой же, как в мотоциклах серии XT, четырехклапанный одноцилиндровый двигатель объемом 608 см3. Этот мотоцикл стал популярным у приобщавшихся к гонкам мотоциклистов.

В 1985 г. компания Yamaha предприняла атаку на рынок спортивных мотоциклов, выпустив модель FZ750. Ее четырехцилиндровый двигатель объемом 749 см3 с жидкостным охлаждением и пятью клапанами на цилиндр был наклонен вперед под углом 45° для понижения центра тяжести и оптимального размещения впускных и выпускных каналов. Топливная смесь поступала в цилиндры нисходящим потоком от четырех карбюраторов. При довольно плоской кривой изменения крутящего момента двигатель развивал мощность 106 л.с. Через два года компания упрочила свое качественное превосходство, выпустив модель FZR1000 Genesis. Рама этой машины под названием Deltabox была сконструирована из изготовленных из сплава элементов коробчатого сечения, что позволяло установить ниже сидение и таким образом улучшить управляемость. Объем двигателя был увеличен до 1002 см3, в результате чего мощность возросла до 135 л.с. а максимальная скорость - до 266 км/ч.

Шасси Deltabox было не единственным техническим решением, с которым компания Yamaha вышла на рынок в конце 1980-х гг. В 1989 г. была представлена другая техническая новинка с экзотическим названием «выпускной клапан предельной мощности» EXUP (Exhaust Ultimate Power Valve), которая представляла собой клапан в выпускном коллекторе, регулирующий давление газа. Этот клапан устанавливался на всех последующих машинах серии FZR. В эту серию входили модель класса 750 см3 с шасси Deltabox и новая 16-клапанная модель FZR600 мощностью 90 л.с, которая должна была составить конкуренцию модели CBR600 марки Honda. Для заполнения бреши в категории 400 см3 была также выпущена модель FZR400R, которая представляла собой изящную гоночную реплику. В 1996 г. модели FZR600 и FZR1000 были модернизированы и переименованы в Thundercat и Thunderace соответственно. Обе машины, оснащенные полноценными обтекателями, выглядели достаточно привлекательно.

В конце 1980-х гг. небольшие машины марки Yamaha, типа TZR125, в основном, оснащались двухтактными одноцилиндровыми двигателями с пластинчатыми клапанами, которые монтировались в рамах Deltabox. Эти машины предлагались как с обтекателями, так и без них.

Выглядевший, как внедорожный мотоцикл, но с характеристиками дорожного двухцилиндровый двухтактный мотоцикл TDR250 представлял собой нечто загадочное. Он выигрывал на фоне TDM850 и на шоссе ног развивать скорость выше 161 км/ч. Модель ТDМ появилась в 1990 г. Она была создана на базе шасси Deltabox и оснащена двухцилиндровым двигателем объемом 849 см3 с пятиклапанной конфигурацией Genesis.

Она представляла собой гибрид большого внедорожного и дорожного мотоциклов с обтекателем и с примесью спортивной машины, которому компания Yamaha присвоила категорию New Sport.

Модель TRX850 с такой же ходовой честью получилась как побочный продукт, предназначенный для гонок по улицам, cafe-racer. Компания Yamaha отметила завершение двадцатого столетия выпуском трех ударных моделей серии YZF: Rl и R7 в 1998 г., a R6 в 1999 г. Мотоцикл YZF-R1 c двигателем объемом 1000 см3 и мощностью 150 л.с. сразу же стал учредителем стандартов в супер-спортивной категории, так как он был компактнее, легче и мощнее, чем его соперники. Как-R1и R6 новый R7 был бескомпромиссным супер-спортивным мотоциклом с чрезвычайно передовыми узлами двигателя и шасси, разработанными на базе технологии, использованной компанией Yamaha в своих супербайках и гоночных машинах Гран При. В 1998 г. в ходе чемпионата мира в категории Superbike Нориюки Хага (Noriyuki Haga) на своем заводском мотоцикле YZF750SP показал блистательную езду на некоторых этапах. А модель R7 предоставляла возможность озабоченным эксплуатационными характеристиками мотоцикла любителям экстремальной езды в условиях легальной езды по городским улицам проверить технические наработки, используемые в заводских гоночных машинах. Такой опыт стоил, однако, недешево, так как в 1999 г. мотоцикл YZF-R7 в Соединенном Королевстве стоил ровно 21000 фунтов стерлингов.

Спокойная атмосфера, царившая в нише спортивных мотоциклов класса 600 см3, была нарушена появлением мотоцикла Yamaha YZF-R6, обладавшего мощностью 120 л.с. и максимальной скоростью 274 км/ч. Этот мотоцикл сразу же стал лидером в своем классе исключительно из-за скорости. А машину, помимо этого, можно было наклонять под углом до 56 ° от вертикали и раскручивать ее двигатель до 15500 об./мин притом, что его потрясающая мощность в умеренном режиме работы была достижима не только на треке, но и на дороге.