PDA

Просмотр полной версии : Искусство выживания. Безопасное управление автомобилем


SaNder
15.05.2008, 16:26
Чтобы хорошо водить машину, надо много ездить: поддерживать навыки. Никакой водитель не соблюдает ВСЕ правила. Особенно если торопится. Последствия необратимы. Поэтому придерживайтесь правила трёх «Д»: «Дай дураку дорогу». (Когда Вы пешеход — руководствуйтесь тем же правилом.) Вы должны не задумываясь реагировать на те или иные дорожные ситуации. Сидя дома на диване и крутя воображаемый руль, представляйте себе разные происшествия.

Выбор автомобиля.

Красный или оранжевый автомобиль лучше заметен днем, белый — ночью. Заметный автомобиль меньше рискует. Лучше управляется автомобиль с приводом на передние колёса. Длинный капот — защита при столкновении. при аварии бензобак может взорваться, поэтому лучше, когда он расположен сзади — подальше от водителя.

Руление.

Нормальное положение рук на руле — «без пятнадцати три» (держитесь за руль справа и слева, а не внизу или вверху), большие пальцы должны обхватывть руль и находиться с его внутренней стороны. при крутом повороте применяйте скоростное руление с перекрёстной сменой рук.

Поворот.

Если едете быстро, максимально увеличивайте радиус поворота. Тогда меньше возможность заноса. Начинайте и заканчивайте поворот на той стороне полосы движения, которая противоположна повороту. Это очевидно. Неочевидно другое: середину поворота лучше проезжать ближе к стороне дороги, в которую поворачиваете. На повороте можно чуть-чуть «поддать газу» — для лучшего сцерления ведущих колёс с дорогой.

Движение.

Двигайтесь так, чтобы вокруг Вашего автомобиля было больше свободного места. держитесь от автомобилей, идущих впереди и позади (!), как минимум, на 2-секундной, а лучше на 4-секундной дистанции. Это необходимо, чтобы тормозить без столкновения. Управляя положением автомобиля в пределах полосы движения, ориентируйтесь не на обочину и не на разметку слева, а на воображаемую точку впереди, в которую Вы хотите через несколько секунд попасть.

Переключение передач.

Когда правой рукой переключаете передачу, держите руль левой рукой в его верхнем секторе — на случай экстренного маневра. Не переключайте передачи на повороте: возможна блокировка колёс, и трудно управлять одной рукой.

Торможение.

Опасна блокировка колёс при резком торможении: тормозной путь увеличивается чуть ли не на половину, возможен занос. Если колеса заблокировались, надо на мгновение отпустить тормоз, потом снова нажать. Способ быстрого торможения: нажимать на педаль несколько раз — сильно, но стараясь не доводить до блокировки колёс. Плавное торможение: постепенно вдавить педаль, потом отпускать по мере снижения скорости (поскольку медленно вращающиеся колеса блокируются при меньшем усилии тормоза). при резком торможении не надо давить на педаль сцепления, так как двигатель препятствует блокировке колёс. при резком торможении Вас прижмёт к рулевому колесу. Не противодействуйте этому упиранием ноги в тормоз. Лучше заранее подтяните ремень безопасности. Не тормозите на повороте: возможен занос. Сбрасывайте скорость заранее.

Занос.

при заносе передние колёса всегда разворачивайте в направлении, в котором надо двигаться: например, если Вас разворачивает вправо, крутите руль влево. Не жмите на тормоз и на сцепление. Подача топлива — умеренная.

Внезапное препятствие.

Первая реакция — нажать на тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Кроме того, возможен занос. Расстояние, необходимое для объезда препятствия — в два раза меньше тормозного пути. Поэтому пробуйте объехать.

Езда ночью.

Долгое смотрение телевизора часа снижает остроту зрения на 1..2 часа. Для повышения остроты зрения поешьте сладкого, выпейте кофе. перед переключением на ближний свет внимательно рассмотрите видимые пределы дороги. Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на периферии Вашего зрения. при ослеплении плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги. Не выключайте фары в утренних сумерках: надо быть особенно заметным для других водителей. Те, кто ведёт машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, ещё не проснулись.

Преодоление водной преграды.

Уровень воды должен быть не выше половины колеса. Не въезжайте в воду с разгону: поднятая волна зальёт двигатель. В воде не прекращайте давить на газ, иначе вода заполнит глушитель.

Преодоление водной преграды по льду.

Толщина льда 15 см достаточна для переправы автомобиля массой 2 т. Каждая дополнительная тонна веса требует дополнительных 5 см льда. Двигайтесь по льду с открытой дверцей, высадив пассажиров. при треске льда и появлении на нём воды не прыгайте сразу из машины, а увеличьте скорость.

Преодоление выступов и ям.

Заранее притормозите, а перед самым препятствием дайте газ. передние рессоры распрямятся, и Вам будет чем встречать удар. Не берите препятствие с разгона — рессоры могут лопнуть.

Езда зимой.

Не пользуйтесь стояночным тормозом: тормозные колодки могут примёрзнуть. Лучше включите первую передачу. Периодически проверяйте работу тормозов. Если тормозные колодки намокли и скользят, просушите их несильными нажатиями на педаль тормоза. Чаще пополняйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образоваться лёд и перекрыть отверстия для забора топлива. Имейте солидный аварийный запас одежды, еды, сухого спирта и снаряжения для пешего зимнего путешествия. Снежный ураган даже в густо населённой местности может создать убийственную ситуацию.

Движение на переезде.

Если двигатель заглох на железнодорожном переезде, а толкать некому, выезжайте на стартере при включённой первой передаче. Если стартер не работает, включите первую передачу и двигайте автомобиль вращением заводной рукоятки.

Езда в горах.

Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 м отрегулировать зажигание, установленное на равнине, в сторону большего опережения. Постоянное притормаживание на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. тормозите двигателем. В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь вблизи ручьёв, оврагов, в местах, где видны следы прошлых оползней и селей. Погода в горах может меняться очень быстро. Особено опасны туманы при резком понижении температуры. Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом.

Наблюдение за дорогой.

Вот некоторые неочевидные правила восприятия ситуации на дороге:

1. Не задерживайте взгляд длительное время на одном объекте. Для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 сёк. За это время Вы при скорости 60 км/ч проедете около 17 метров!

2. Наблюдайте не только за дорогой, но и за пространством возле неё. Опасное развитие событий может начаться вне дороги.

3. Несколько раз в минуту проверяйте обстановку сзади беглым взглядом в зеркало заднего вида.

4. Заглядывайте как можно дальше вперёд — минимум, на 12 секунд хода. при скорости 60 км/ч Вам потребуется 3..6 секунд на торможение, столько же — встречному водителю.

Опасные факторы на дороге.

Лужа может скрывать яму или острый предмет. Мокрые опавшие листья делают дорогу скользкой, как лёд. Можно получить ослепление от двигающегося сзади автомобиля через зеркало заднего вида. Если идущее ночью навстречу транспортное средство светит одной фарой, это может быть не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна. держитесь правее. С идущего впереди грузовика может на повороте свалиться груз. Только что начавшийся или очень слабый дождь делает дорогу скользкой: он превращает дорожную пыль в грязь, которая действует как смазка.

Вождение и психика.

Первые два часа вождения — период «врабатывания», самые опасные. Не садитесь за руль в скверном настроении или большом возбуждении — половина погибших водителей садилась именно в таком состоянии. Не решайте за рулём проблем. Не возите интересных собеседников. через каждый час останавливайтесь на 5-минутный отдых: пройдитесь, разомнитесь.

Поломка автомобиля.

Вот возможные ситуации:

1. Лопнула шина. Признаки: Хлопок, крен, уход руля всторону. Действия: Крепче ухватитесь за руль: его может вырвать из рук. тормозите медленно.

2. Отказало рулевое управление. Признаки: После ухаба руль стал крутиться слишком легко и без результата. Действия: Приготовьтесь к опрокидыванию (пригнитесь к креслу, схватитесь за него руками) и резко тормозите.

3. Отказали тормоза. Действия: Пытайтесь объехать, тормозите двигателем, или стояночным тормозом (на большой скорости его сорвёт), или выберите препятствие помягче и подешевле. На перекрёстке выезжайте на полосу встречного движения, объезжайте стоящие автомобили и поворачивайте направо.

4. Отвалилось колесо. Признаки: Вы тормознули, а колесо покатилось вперёд. Действия: тормозите дальше, стараясь не зацепиться тормозным диском за выступ дороги или тротуар, иначе машину может перевернуть.

5. Сломалась подвеска. Признаки: После ухаба автомобиль накренился, его начало уводить всторону. Действия: тормозите, стараясь не зацепиться обломком рессоры за неровности дороги, иначе перевернётесь.

Столкновение.

Самое опасное столкновение — когда кто-то врезается Вам в бок. при лобовом столкновении Вас защищает деформация капота. По этой причине иногда даже безопаснее врезаться в хвость тормозящего перед Вами автомобиля, чем в дерево или столб. Врезайтесь в препятствие под острым углом правым или левым краем капота. Уклоняясь от лобового столкновения, не подставьте свой бок другому автомобилю. Не врезайтесь в другой автомобиль в том месте, где у него бензобак. На заполненной машинами дороге не пытайтесь спастись на полосе встречного движения. Действия при лобовом столкновении: руками упереться в руль, левой ногой — в кожух левого колеса, правой — в педаль тормоза.

Пожар.

Обычно горит моторный отсек. Не открывайте капот полностью, иначе облегчите приток воздуха к огню. Приоткрыв капот, направьте струю из огнетушителя в щель. Главная опасность — взрыв бензобака. Избегайте находиться возле горящего автомобиля со стороны бензобака. Если после отключения зажигания горящий двигатель продолжает работать (замкнулись провода из-за обгорания изоляции), после остановки машины включите повышенную передачу и дайте газ. Машина не сможет тронуться с места на повышенной передаче, и мотор заглохнет.