PDA

Просмотр полной версии : Дети не способны пользоваться всем комплексом чувств


Фифёлка
08.05.2008, 08:38
6 Мая 2008
МОСКВА, РИА Новости.

Взрослые в большинстве своём, не задумываясь, интегрируют внешний вид (форму, цвет), звук, вкус и тактильные ощущения, которые они получают от определённого предмета, в общее представление о нём. В то же время ребёнок в возрасте до восьми лет судит об окружающем мире только по одному из чувств, утверждают физиологи под руководством Марко Нардини из Биркбекского колледжа Университета Лондона и Дэвида Бурра из Университета Флоренции.


Известно, что взрослый человек вполне способен из гаммы ощущений выбрать для себя то, которое поможет ему сориентироваться в пространстве в данный момент. Группа Бурра решила проверить, так ли это в случае с детьми. Учёные попросили ребятишек в возрасте от 5 до 10 лет, а также взрослых определить, какой из двух кубиков больше. Простая, казалось бы, задача. Чтобы принять решение, испытуемым разрешалось либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо сделать и то и другое одновременно. Выяснилось, что взрослые и дети старше восьми лет значительно лучше справлялись с заданием, когда им было разрешено и дотронуться, и осмотреть предметы, тогда как младшие дети не проявили значительной разницы в результативности в зависимости от условий испытания.


«Мы, конечно, знали, что с возрастом человек начинает судить об окружающих предметах и событиях более точно, однако выясняется, что не менее важно научиться собирать ощущения воедино», — отметил Нардини, один из авторов следующего исследования. Он и его коллеги предложили 28 детям в возрасте от 4 до 8 лет предложили сыграть в игру: взять игрушечную ракету, пройтись по комнате, чтобы заправить её топливом, посадить на неё пассажира и посчитать до десяти, имитируя взлёт со стартовой площадки, после чего ракету следовало вернуть на первоначальное место. Всё происходило в темноте, и ориентирами служили лишь три светящихся элемента, находящихся по периметру комнаты: в форме луны, молнии и звезды. Во второй части эксперимента проделать то же самое попросили 17 взрослых. В результате взрослые в среднем удалились от «точки начала» на 26 см, а дети почти в два раза дальше.


Затем задачу усложнили: в первом случае учёные выключили подсвеченные значки, а во втором раскрутили испытуемых на вращающемся стуле. Получилось, что сначала взрослые и дети могли полагаться исключительно на своё внутреннее чувство пространства, а затем — сориентироваться только по светящимся объектам (то есть по зрительному восприятию). Взрослые участники эксперимента плохо справились с заданием в обоих случаях (если сравнить с первой частью исследования). Дети тоже не показали какой-то особо выдающейся точности, но при этом оказалось, что в случае если они полагались на какое-то одно чувство, то их результат почти ничем не отличался от варианта с использованием обоих чувств. Выходит, что дети младше восьми лет не складывают получаемую информацию, а выбирают наиболее подходящий её источник. Возможно, именно по этой причине дети так легко теряются (сведения одного рода «выбивают» из головы другие), допускает журнал «Мембрана».