PDA

Просмотр полной версии : Расследование. Как "делаются" нацпроекты?


SaNder
02.05.2008, 12:24
Очень может быть, что с приходом нового президента национальные проекты, реализуемые сейчас в России, прекратят свое существование в прежнем виде. Об этом уже заявил Владимир Путин. Как считают эксперты, свою роль - привлечь внимание избирателей к Дмитрию Медведеву национальные проекты уже выполнили. А значит пришло время подвести промежуточные итоги.

Эксперты департамента аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» свели воедино достижения и неудачи национальных проектов, и пришли к выводу: у нацпроектов есть положительные и отрицательные, тёмные стороны.

Нацпроект «Здоровье»

В период 2006-2007 годов национальный проект «Здоровье» развивался по четырем направлениям:

* развитие первичной медицинской помощи;
* развитие профилактики заболеваемости;
* повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи;
* повышение рождаемости и снижение смертности.

За этот период почти в 1,6 раза была повышена заработная плата для 690 тыс. медицинских работников первичного звена. В настоящее время зарплата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики составляет в среднем 22,6 тыс. руб., врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений – 15,5 тыс. руб.

Повышение уровня оплаты труда привлекло в первичное звено более 3 тыс. молодых врачей и почти столько же специалистов со средним медицинским образованием. В результате на 20% удалось снизить коэффициент совместительства (с 1,6 до 1,3).

За два года в 9966 лечебно-профилактических учреждений первичного звена поставлено 42 487 единиц диагностического оборудования. К концу 2007 года на новом оборудовании проведено более 10 млн. исследований, при этом время их ожидания пациентами сократилось с 10 до 7 дней. В 2008 году планируется сократить время ожидания до 5 дней.

В рамках реализации нацпроекта в 2006 и 2007 годах повысили свою квалификацию 25805 участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики, в планах следующего года – обучение еще 11 тыс. специалистов данных категорий.

Автопарк служб скорой медицинской помощи за два года обновлен на 70% – в субъекты Российской Федерации поставлено 13244 санитарных автомобиля, в том числе:

* 229 реанимобилей,
* 141 детский реанимобиль,
* 19 гусеничных снегоболотоходов, оснащенных медицинским оборудованием.

Это позволило сократить время ожидания больными прибытия бригады медиков с 35 до 25 минут.

Реализация программы родовых сертификатов охватила более 92% рожениц. За два года за счет средств федерального бюджета были оплачены услуги по оказанию медицинской помощи 2,6 млн. женщин и 300 тыс. детей, которые наблюдались в поликлиниках в течение первого года жизни.

Результатом работы учреждений родовспоможения в новых условиях стало снижение младенческой смертности за прошедшие два года на 15%, общей заболеваемости новорожденных – на 5%, часто ты осложнений течения родов и послеродового периода – соответственно на 11 и 24%. Доступность высокотехнологичной медицинской помощи увеличилась в три раза.

В конце 2007 года были введены в эксплуатацию три федеральных центра высоких медицинских технологий из 14, строительство которых ведется в рамках нацпроекта «Здоровье». Также для решения задач, поставленных в концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, будет построено 23 перинатальных центра, оснащенных современными медицинскими технологиями. Первые три центра будут введены в эксплуатацию уже в 2008 году.

За январь-октябрь 2007 года родилось - 1332,4 тыс. чел., умерло - 1739,1 тыс. чел. Отмечено во всех субъектах РФ (кроме Камчатского края и Магаданской области) увеличение числа родившихся и снижение числа умерших (кроме Чукотского АО).

Естественный прирост населения в январе-октябре 2007 года зафиксирован в 19 субъектах РФ (в январе-октябре 2006 года - в 18 субъектах РФ). Общая демографическая ситуация позволила Владимиру Путину заявить на заседании Госсовета о том, что тенденция снижения рождаемости и ухудшения демографической ситуации, характерная 1990-м годам, переломлена.

По сравнению с аналогичным периодом 2006 года рождаемость выросла на 9,6%, младенческая смертность снизилась - на 12,4%. Впервые за последнее десятилетие наметилась тенденция увеличения средней продолжительности жизни российских мужчин - она превысила 60 лет.

Нацпроект «Образование»

Всего за три года в рамках проекта «Образование» с учетом запланированных на 2008 год поставок с участием субъектов Российской Федерации в школы будет направлено около 45 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, что покроет основные потребности в первую очередь базовых сельских школ.

В 2006 году на приобретение автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, из федерального бюджета был выделен 1 млрд. руб. и поставлено для регионов 1769 автобусов. Еще 1989 единиц автотранспорта в том же 2006 году было закуплено за счет средств субъектов Российской Федерации, выделивших на эти цели 1,3 млрд. руб. В 2007 году на реализацию данного мероприятия федеральный бюджет выделил также 1 млрд. руб. Кроме того, в 2008 году все сельские школьные автобусы, закупаемые для общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование», будут оснащены системой навигации.

Итого, за два года реализации нацпроекта закуплено более 3100 автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3700 автобусов – за счет собственных средств регионов.

Общий объем средств, выделенных регионами и федеральным центром на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007 году, составляет 11,6 млрд. руб., из которых федеральный вклад составил 4,05 млрд. руб. В 2008 году объем софинансирования федеральным бюджетом данного направления нацпроекта составит 5,25 млрд. руб.

Подпрограммой нацпроекта является создание системы обеспечения школьников качественным питанием. Планируется, что к 2010 году учащиеся в тех регионах, которые победят в проводимом конкурсе, будут обеспечены качественным сбалансированным горячим питанием в соответствии с физиологическими потребностями и санитарно-гигиеническими требованиями. Из федерального бюджета на эти цели выделено по 500 млн. руб. на 2008-2009 годы.

Нацпроект «Доступное и комфортное жилье»

Согласно исследованиям по проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в первом полугодии этого года нормативная стоимость 1 кв. м жилья по России составляет 23,4 тыс. руб. Средняя рыночная стоимость (рассчитываемая минрегионразвития) квадратного метра жилья в регионах колеблется в рамках от 12,3 тыс. руб. до 56,65 тыс. руб. Наименьшая цена на жилье определена для Агинского Бурятского автономного округа, наибольшая – для Москвы.

В 2007 году в РФ построено более 60 млн. кв. м жилья, а объем жилищного строительства по сравнению с 2006 г. увеличился примерно на 30%.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству страны при участии других ведомств ведет работу по реализации программы обеспечения жильем военнослужащих и их семей «15+15», размер финансирования которой в 2006 и 2007 годов составил по 15 млрд. руб. За 2 года построено 18,5 тыс. квартир общей площадью 1,2 млн. кв. м в пяти субъектах с наиболее тяжелой ситуацией с жильем для военнослужащих.

В 2007 году выдано льготным категориям граждан 18,4 тыс. государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Объем финансирования подпрограммы по обеспечению жильем льготников составил 24,46 млрд. руб. В 2008–2010 годах объем финансирования подпрограммы составит около 114,9 млрд. руб.

Насущной проблемой российской экономики является состояние жилищно-коммунального комплекса. По состоянию на 1 января 2008 года в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по соглашениям с субъектами Российской Федерации на строительство 239 строек и объектов Росстроем перечислены финансовые средства в сумме 5,031 млрд. руб. (99,7 % от годового лимита). Всего заключены соглашения с субъектами Российской Федерации на финансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета на сумму 5,045 млрд. рублей (100% от объема финансирования).

При этом в региональных бюджетах на софинансирование данных объектов предусмотрено выделение 4,6 млрд. руб., из внебюджетных источников финансирования – 3,5 млрд. руб.

Нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса»
По сравнению с 2005 годом, ситуация в агропромышленном комплексе улучшилась. Рост продукции птицеводства и животноводства составил 14,4% при запланированном показателе 7%. Производство молока увеличилось на 4,5%, поголовье крупного рогатого скота осталось на прежнем уровне. К концу 2007 года в целом по стране было создано 3,8 тыс. сельхозкооперативов, а объем кредитования фермерских хозяйств превысил 90 млрд. руб. В целом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» производство мяса в России планировалось увеличить на 7%, молока – на 4,5%.

Всё не так красиво

С одной стороны приоритетные национальные проекты направлены на улучшение качества жизни людей, для чего реализуется целый комплекс мер, при помощи которых в разных областях уже произошли те или иные изменения. Однако в ходе реализации нацпроектов был отмечен целый ряд серьезных нарушений. В 2007 году резко возросли объемы финансирования приоритетных национальных проектов. В связи с этим возросло и количество выявляемых нарушений законодательства при расходовании средств. Так, прокурорами в субъектах федерации за весь 2006 год было выявлено 5,5 тысяч нарушений законодательства. А только за несколько первых месяцев 2007 года — 5,8 тысяч. Свою роль в их выявлении выполняют рабочие группы при главных федеральных инспекторах аппарата полномочного представителя. Так, рабочая группа в Омской области установила факты, когда с больных, направленных в медицинские учреждения Москвы, за лечение требовали дополнительные денежные средства. Также в ряде регионов округа выявлены факты незаконного предоставления субсидий гражданам на строительство или приобретение жилья.

В 2006 Росфиннадзор выявил нарушения при использовании средств на реализацию нацпроектов на сумму около 400 млн. руб. При этом чаще всего нарушается закон о госзакупках. Среди особо отличившихся регионов в 2006 году лидирует Камчатская область, где 5,8% средств расходуется с нарушениями законодательства. Примерно та же картина в Сахалинской области (5,7%), чуть лучше обстоят дела в Калмыкии (4,8%) и Татарстане (3,6%). Больше всего нарушений пришлось на проект «Здравоохранение» – 1,3% выделенных сумм. Не сильно отстало и образование – 0,9%, тогда как на «Развитие АПК» и «Доступное жилье» приходится по 0,1%.

Наибольшее число преступлений при обеспечении безопасности реализации в федеральных округах национальных проектов сотрудники МВД России в 2007 году выявили в Поволжье. В минувшем году в ПФО было выявлено 841 преступление в области приоритетных национальных проектов. Расследование 656 из них уже закончилось, в результате чего в суды переданы 173 уголовных дела. Второе место занял Центральный федеральный округ, где зарегистрированы 617 таких преступлений, 432 из них расследованы, а в суды отправлены 336 дел. В оказавшемся на третьем месте Южном округе эти показатели таковы: 365, 211 и 173. В Сибирском - 237, 153 и 104; в Уральском - 179, 96 и 90; в Северо-Западном - 106, 72 и 55; в Дальневосточном - 45, 36 и 27 (по информации «РИА новости» от 28 января 2008 г.).

Характерным примером можно считать ситуацию, сложившуюся в Иркутской области с проектом «Доступное жилье». В феврале 2007 года иркутские чиновники, банкиры, риэлторы, строители публично назвали этот проект в Иркутской области провальным.

Решить квартирный вопрос в области было предложено с помощью ипотеки. После того, как население стало использовать этот инструмент для финансирования приобретения жилья (в 2006 году рынок ипотеки в стране вырос на 200 миллиардов рублей), произошло резкое снижение процентных ставок на выдачу кредитов: с 18% до 12-13%, что привело к дисбалансу финансовых механизмов.

В итоге в области появился огромный дефицит свободного жилья (квартиры раскуплены, по данным риэлторских агентств, вплоть до конца 2008 года) и, следовательно, резко выросли цены. По официальным данным в 2006 году рост цен на иркутскую недвижимость составил 80%, а в 2007 году рост цен прогнозируется на уровне 60%. Кроме того, на рост цен влияют и инфраструктурные проблемы строителей. Главной проблемой в Иркутске является отсутствие хороших сетей – электрических, тепловых или водоснабжающих. Таким образом, с этим проектом в Иркутске сложилась негативная ситуация, которую исправить представляется мало вероятным.

Население не верит...

Реализация национальных проектов является центральным элементом имиджа Дмитрия Медведева. Однако стоит отметить, что до последнего времени СМИ уделяли этой теме минимальное внимание. Дело в том, что до сентября наиболее вероятным кандидатом в президенты считался первый вице-премьер Сергей Иванов, который с весны доминировал и в масс-медиа, и в данных социологических опросов.

Как раз к этому времени информация о национальных проектах окончательно исчезла из эфира аудиовизуальных СМИ, что дало основания аналитикам утверждать, что данный политические проект в ближайшее время будет свернут. Действительно, несмотря на некоторые позитивные результаты, исследования Фонда «Общественное мнение» показали, что в большинстве своем население относится к нацпроектам как к некой виртуальной реальности. Так, в августе 2007 года 35% считали, что в рамках проекта «Доступное жилье» ни одно из направлений не реализуется (правда, в феврале так считали 40%). Причем, наиболее негативно ко всему относятся люди с низким уровнем дохода (41%) и проживающие на селе (53%). Проект «Национальное образование» был известен лишь 23% опрошенным, тогда как впервые услышали о нем 38% граждан. Хотя надо заметить, что с момента старта проектов в марте 2006 года количество знающих о нем выросло с 11 до 23%.

Не лучше обстоит ситуация и с другими проектами – чуть больше знают о проекте «Доступное жилье», и то это связано с тем вниманием, которое к этому проекту проявляет Владимир Путин, говоря о развитии рынка ипотечного кредитования в стране. В итоге население крайне скептически относится к эффективности нацпроектов.

Таким образом, население не сильно верит в эффективность нацпроектов. Большинство населения, по версии ВЦИОМ, вообще затрудняется идентифицировать его с какой-либо системой ценностей: 65% затрудняются ответить на вопрос «Какие ценности и идеи, на Ваш взгляд, отстаивает Дмитрий Медведев?». Впрочем, у остальных он в той или иной степени ассоциируется с социальной сферой. Для 11% респондентов это идеи улучшения качества образования, медицинского обслуживания, для 7% повышение уровня жизни населения; для 5% - возрождение России, для 3% - демократические ценности. По мнению 9% опрошенных, Дмитрий Медведев отстаивает те же ценности, что и Владимир Путин.

В остатке

Реализация национальных проектов активизировалась именно в предвыборный период. После того, как чаша весов в выборе «преемника» склонилась в сторону Сергея Иванова, нацпроекты перестали быть значимым политическим явлением. Мнения ряда экспертов сводятся к тому, что увеличение финансирования нацпроектов было непосредственным элементом электоральной кампании 2008 года. Другими словами, это не самый эффективный способ улучшения экономики, т.е. в результате увеличения финансирования следует ожидать повышения уровня инфляции, которая, в свою очередь, вызовет повышение цен на объекты социальной отрасли.

Нарушения в ходе реализации и крайне позитивное освещение в СМИ нацпроектов подтверждает тезис о том, что в реализации приоритетных нацпроектов есть публичный и непубличный, скрытый уровни, играющие разную роль. На внешней стороне – позитивные результаты, способствовавшие в значительной мере является PR-ходом, призванным привлечь внимание избирателей к Дмитрию Медведеву. На скрытой стороне – большое количество недоработок и коррупционная составляющая, которую, несмотря на административную реформу и упрощение системы контроля за реализацией проектов, так и не удалось преодолеть.

По официальным заявлениям Дмитрия Медведева, работа по реализации нацпроектов продолжится и после президентской избирательной кампании 2008 года, и в 2009 году. Однако еще в январе текущего года Владимир Путин заявил о необходимости трансформировать национальные проекты в государственные программы и, соответственно, передать их под контроль правительству. Таким образом, на нацпроектах может быть поставлен «крест», а выделяемые на них средства могут быть направлены на другие программы или попасть в систему непрозрачного распределения финансовых средств внутри правительства.
21.02.2008 информацию предоставил /Личные Деньги/