PDA

Просмотр полной версии : Последний путь "Бурана"


madcat
14.04.2008, 12:55
Летный прототип советского шаттла прибыл в Технический музей в Шпейере

12 апреля 2008 года в Технический музей города Шпейера, расположенный в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, был доставлен советский орбитальный корабль многоразового использования "Буран" (точнее, его летный прототип BTS-002). Там для него был построен отдельный зал высотой в 22 метра.

Источник: Lenta.ru

ultimate1
14.04.2008, 13:28
поживился кто-то из наших на продаже в своё время

Mako
14.04.2008, 15:28
А вы знаете, что тот самый, летавший "Буран", погиб в 2002 году под руинами в одном из обвалившихся цехов в Казахстане?
Я вот не знал - прочитал на "вики".

Nik
14.04.2008, 17:23
Я знал, об этом одно время много по телевизору говорили.

extrem
14.04.2008, 19:39
Выходит у того самого "Бурана" есть несколько копий?

Jiwago
14.04.2008, 22:45
Продают НАШ Космос с молотка.

Mako
15.04.2008, 08:50
Выходит у того самого "Бурана" есть несколько копий?
Цитирую избранное с "вики":

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении.

В 1990 работы по программе Энергия—Буран были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 гг. его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.

При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» имеет принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме, а не управляться оператором с земли. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в отечественной и зарубежной ракетно-космической технике.[2]

Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии.[3]

В настоящее время ведётся разработка нового проекта многоразового космического корабля МАКС, космического аппарата «Клипер».

После приземления летавший корабль был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе МИК 112 на космодроме Байконур.

После закрытия в 1993 г. программы «Буран» НПО «Молния» демонстрировало макет БТС-002 на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. В 1999 г. его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн, где его случайно обнаружили немецкие киносъёмщики.[источник?] Сейчас его приобрел музей техники в Шпайере (Германия). 2 апреля 2008 года "Буран" прибыл в порт Роттердам [1], [2]. Он обошелся своему хозяину музея Герману Лайру в 10 миллионов евро. [5]

Экземпляр «Бурана», летавший в космос, был разрушен в Казахстане в том же корпусе (45°55′41″ с. ш. 63°17′55″ в. д. / 45.928056° с. ш. 63.298611° в. д. (G)45.928056, 63.298611), где провёл почти полтора десятка лет, в результате обрушения крыши МИКа весной 2002 г.[6]


Макет «Бурана» в парке Горького в МосквеМакет «Бурана» ОК-М, использовавшийся для прочностных испытаний, НПО «Молния» продало в 1995 г. АО «Космос-Земля» — до 1999 года он был установлен в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве (55°43′43″ с. ш. 37°35′48″ в. д. / 55.728611° с. ш. 37.596667° в. д. (G)55.728611, 37.596667), где использовался в качестве аттракциона. В 2000 году этот макет побывал в качестве аттракциона на Олимпиаде в Сиднее и в итоге оказался в Бахрейне. В 2008 году макет был приобретён Техническим музеем города Шпейера, расположенного в немецкой земле Рейнланд-Пфальц , куда прибыл в апреле 2008 года. Немецкому музею приобретение и транспортировка макета обошлась в сумму более 10 млн евро. [7]

Перечень изделий

Буран 1.02 в музее на Космодроме БайконурК моменту закрытия программы (начало 1990-х гг.) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»:

изделие 1.01 «Буран» — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома, полностью уничтожен 12 мая 2002 г. Являлся собственностью Казахстана.
изделие 1.02 «Птичка» — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Также находится на космодроме Байконур и также является собственностью Казахстана. В апреле 2007 этот экземляр установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2).
изделие 2.01 — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 г. перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
изделие 2.02 — был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Кроме этого, были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний.

Интересные факты

- Жаропрочная облицовочная плитка «Бурана» весьма мягка по своей структуре. В один из обходов корабля (уже на Байконуре), было обнаружена надпись «ДМБ» на одной из таких плиток. Оказалось, один из военнослужащих-срочников, бывших на карауле одного из уровней стартовой площадки, штыком от автомата нанёс эту надпись. Испорченную плитку пришлось заменять.
- Комплекс Энергия-Буран имел различные уровни допуска сотрудников. Пропуска (и уровни доступа) подразделялись по видам животных. В частности, были «зайчики».
- Являясь наимощнейшей ракетой Земли, при старте Энергия (ввиду просчётов в системе водяной завесы охлаждения стартового стола) разнесла все стартовые осветительные фермы. Сотрудники собирали побитые лампочки на память.
- После старта Энергии, по Байконурской пустыне (вблизи стартового стола) валялись оглушённые тушканчики, в посёлке для работников полигона (штатно) перед запуском проводилась эвакуация. Забыли взять с собой кота. Когда вернулись после запуска, оказалось, что тот сошёл с ума и бьётся головой об угол. Удаление от стартового стола было километров 5. Всё это — свидетельства колоссальной вибрации почвы, вызванной работой двигателей ракеты.
- Для остановки севшего «Бурана» использовались гасящие самолётные парашюты. Парашют после замедления аппарата отстреливается. Оригинальный парашют «Бурана» после посадки найден не был — либо унесло в пустыню, либо разобрали на сувениры.