PDA

Просмотр полной версии : Сломанные мечты


gringo
01.08.2010, 17:57
Сломанные мечты

Почему вещи больше не служат всю жизнь

Павел Арабов (http://nash-forum.itaec.ru/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.izvestia.ru%2F search.html%3Fquery%3D%25CF%25E0%25E2%25E5%25EB%25 20%25C0%25F0%25E0%25E1%25EE%25E2)
Все больше приборов ломается сразу после окончания гарантийного срока. И речь уже не только о мобильниках и соковыжималках - даже автомобили начинают "сыпаться" в строго определенное время. Производители держат в тайне причину такого быстрого "старения". Но, как выяснили "Известия", существует целая научная отрасль, задача которой - ломать вещи. Называется это "планируемым старением". Задача этой науки - выудить из наших карманов как можно больше денег.
В научном мире ходят слухи о том, что давно уже изобретены нестираемые шины и нервущиеся колготки. Но эти изобретения скупили на корню производители того и другого. И держатся они в тайне. А может, и вовсе уничтожены. Потому что любая "вечная" вещь вредна для экономики. Чтобы ВВП рос, а жизнь становилась все более благополучной, мы должны непрерывно покупать все новые и новые вещи. Для этого и придумана наука о старении.
Их задача - сделать так, чтобы вещь сломалась не рано и не поздно, а строго в отведенный для этого срок. Именно благодаря им мобильники не живут дольше двух-трех лет.
Если через пять лет у дивана продавился пенополиуретановый наполнитель и в спину вам вонзаются пружины, значит, срок службы дивана - именно пять лет. Отсюда главный вывод "планируемого старения": все остальные компоненты изделия "диван" тоже должны служить ровно пять лет. И главное следствие: пружины в диване не нужны (слишком долговечны), лучше набить его пенополиуретаном. Результаты легко найти в магазинах - это легкие и комфортные диваны по цене кресла. Служат пять лет, потом мы идем и покупаем новый.
То же самое можно сказать и о многих других товарах. Вот свежий пример из жизни. Сотрудница "Известий" купила сотовый телефон-раскладушку SonyEricsson W380i с гарантией на один год. Через 11 с половиной месяцев телефон "умер" - просто перестал включаться. Расстроенная девушка понесла его в гарантийный ремонт. Но там его не приняли, потому что на корпусе были трещины. Мол, вы его сами роняли, заявил сотрудник мастерской. Поэтому ремонт обойдется как раз в цену нового аппарата - в пять тысяч рублей. А когда девушка уже готова была разрыдаться, утешил, сказав, что они никому не ремонтируют эту модель, потому что пластиковый корпус в трещинах абсолютно у всех.
Конечно, ни в одной рекламе о "планируемом старении" вы не услышите ни слова. Все производители наперебой твердят только о нововведениях и инновациях. На практике эти "инновации" - уловка. Вот принципиально новый автомобиль - у него новая форма фар. Доходит до смешного - число лезвий в бритве уже вплотную подошло к полудюжине.
- Недаром автокомпании перевели фокус рекламы на сокращение расхода бензина. Хотя у новых двигателей срок службы уже опустился до 150 тыс. км, - говорит главный бизнес-консультант компании Parametric Technology (она поставляет системы для разработки товаров) Григорий Чернобыль.
"Одноразовыми" делают даже дома. В США срок службы многих строений составляет 30 лет. Столько в доме живет одна семья. После этого строение просто сносится и строится новое. Редкое исключение из практики "планируемого старения", еще оставшееся в современном мире, - это самолеты. Не секрет, что они могут находиться в воздухе почти круглосуточно на протяжении лет 20 - пока не истечет срок службы самого планера. При этом надежность снижаться не будет.
Зачем это компаниям?
Во всем мире производители давно поняли, что их главный враг - слишком долговечные вещи. Иначе говоря, чтобы люди покупали новую машину каждые пять лет, она ни в коем случае не должна служить десять. На практике достаточно, чтобы стоимость владения машиной (замена масла, текущий ремонт запчастей, страховка) резко выросла как раз лет через пять. В народе для этого явления придумали даже специальный термин - говорят, что машина "начала сыпаться".
На практике планируемое старение делят на четыре вида. Техническое старение является следствием технических усовершенствований. Яркий пример - компьютеры, которые в течении нескольких месяцев становятся заметно быстрее, легче и получают больше памяти. Физическое старение возникает в тех случаях, когда товары рассчитаны на ограниченный эксплуатации. Вспомните нейлоновые чулки и электрические лампочки. Не секрет, что срок службы той же лампы накаливания еще в 1970-е годы достигал 10 лет. Потому нить сделали тоньше (вроде бы решение принимал Совет Министров СССР) - и лампочки стали перегорать через три года. Зато сократился расход вольфрама. Модное старение имеет место, если внешний вид товара изменяется так, что существующие версии товара кажутся несовременными. Ее активно используют производители одежды и обуви, мебели и даже мобильных телефонов. И наконец самое коварное планируемое старение - отложенное. Это когда вывод на рынок новинок специально откладывается, пока не начнет снижаться спрос на имеющиеся в продаже товары. Возьмем известные лезвия для бритья - ничто ведь не мешало сделать бритву о пяти лезвиях 10 лет назад. Но тогда ещё в новинку были три.
Ищите гарантию
Сейчас "планируемое старение" применяется буквально во всех отраслях и для всех товаров. Но этой новинке всего лет пятнадцать. Многие помнят, что еще в начале 1990-х годов японские и немецкие машины могли пробежать без капитального ремонта даже миллион километров. На самом деле в таком поведении производителей виноваты сами покупатели, считает Григорий Чернобыль. Мы хотели получить дешевые товары - нам их обеспечили. К тому же на постоянном потреблении и приобретении все новых и новых вещей построено все современное общество потребления. Именно оно обеспечивало непрерывный экономический рост в последние 60 лет. Представьте на мгновение, где был бы современный автопром, если бы люди ездили на машине не пять, а 25 лет? Это значит, что объем производства автомобилей был бы меньше как раз в пять раз. А вместе с ним металла, электроэнергии и бензина.
Что тут можно сделать? Практически ничего. Разве что более тщательно выбирать себе важную покупку, обращая внимание на гарантийный срок. Чем он длиннее, тем дольше прослужит предмет. Но влетит это в копеечку.
http://images.izvestia.ru/237212.jpg (http://images.izvestia.ru/237212.jpg)
КАК ВАМ ЭТО?
Сергей Улатов,
экономист отдела экономики и политики Всемирного банка:
- Готов ли я платить больше, чтобы вещи служили дольше? Пожалуй, все зависит от вещи. От потребительской электроники вроде мобильного телефона долгая жизнь не требуется - она и так очень быстро устаревает морально. Другое дело что-нибудь не так быстро меняющееся, например холодильник - за его долгую безупречную работу я согласен заплатить больше. Тоже самое можно сказать про автомашину. И уж точно сейчас я готов доплатить за никогда не ломающийся кондиционер.
Владимир Маркин,
певец:
- Я бы разделил вещи на две категории. К первой отнесу товары, которые меняешь часто - вроде компьютера. Ко второй те, которые могли бы работать и дольше. Например, автомобили. К сожалению - и это факт удручающий - многие производители уже не представляют такое качество, как еще лет 10 назад. Большинство мобильных истираются буквально на глазах.
Сергей Суверов,
член индексного комитета ММВБ:
- Чем больше служит товар, тем важнее для него надежность. За надежность и качество сталинских квартир люди готовы серьезно переплачивать. А вот автомобили, телефоны и прочие потребительские товары совершенствуются слишком быстро, и держать их у себя много лет не имеет смысла. Зачем делать очень прочную, но дорогую одежду, если многие и так меняют гардероб по нескольку раз в год?
Ричард Хейнсворт,
генеральный директор компании "Рус-Рейтинг":
- Мода влияет на все аспекты нашей жизни. Сейчас молодежь готова менять предметы техники хоть каждый год. Зачем в таких условиях обеспечивать длительный срок эксплуатации? Лично я хотел, чтобы стиральные машины, автомобили и т.п. работали несколько лет без проблем, и за это я готов платить. Хотя и для меня важно соблюдение оптимального соотношения цены и качества.
Наука о старении
О том, как ученые планируют старение изделий, "Известиям" рассказал специалист в этой области - главный бизнес-консультант компании Parametric Technology Григорий Чернобыль:
- "Программировать старение" изделия стало технически возможно совсем недавно, в 1980-е годы, когда уехавшие в США ученые из Петербурга разработали принцип так называемой параметризации. Именно она при компьютерном проектировании сложных процессов позволяет обходиться скромными вычислительными мощностями.
Что такое параметризация? Это построение математической объемной модели устройства, описанное важными для проектировщика параметрами. Как в электронной таблице при изменении одного размера автоматически меняются с ним связанные.
В результате постепенно самым важным стало даже не конкретное изделие, а разработка его концепции. Которая включает параметры вывода изделия на рынок, сервисного обслуживания и срока жизни. На Западе на такое планирование продукта уже тратится столько же времени, сколько и на само проектирование. При проектировании пассажирских самолетов работа над чертежами не начинается, пока не будет получено 80 твердых заказов. Это как раз позволяет окупить разработку.
Как раз последние 10-15 лет мировые производители стали прописывать срок службы вещи еще в концепции товара. Зачем? Первая цель - большая часть прибыли делается на обслуживании. Поэтому ремонтировать выгоднее, чем продавать дороже.
Вторая - сокращение производственных издержек. Можно за $20 взять подшипник, который прослужит 100 лет. А можно за $3, но и прослужит он три года. Так производитель сокращает затраты в семь раз и может заработать на послегарантийном ремонте.
На самом деле, такое поведение компаний зависит и от самих потребителей. Сейчас мы все выбираем дешевизну. Раньше я покупал дорогой импортный автомобиль и не знал, сломается он или нет. Теперь я езжу на простой и дешевой машине, и она точно три года проходит без ремонта. А потом я куплю себе новую.
Что можно посоветовать покупателю? Ориентироваться на гарантийный срок. Ремонт во время гарантии - это прямые убытки производителей. Значит, в это время товар вряд ли поломается.

ARMOR
01.08.2010, 19:02
Да, к сожалению так и есть.
Хотя мне кажется любой здравомыслящий человек давно уже понял это.
Я вот замечаю как прямо на глазах многие узлы и детали автомобилей и электроприборов становятся неремонтопригодными. печально

Lina
01.08.2010, 19:43
у пылесосов при моем пользовании быстро отламывается пластмасска-держатель трубки в стационарном положении. Если первый раз удалось купить новый пылесос по причине "чтоб без мешка для сбора пыли", то теперь такое не прокатит :) приходится цеплять за остаток держателя.

а вообще зависит от использования, как ни банально прозвучит. Раньше ТВ как смотрели? Час-другой в день, и иногда ночью. Компы не стояли включенными круглые сутки. На машинах не ездили по полдня. С телефонами обращались бережно, на асфальт не швыряли, и риск утопить был во много раз меньше, а чтоб корпус не поцарапался - покупали чехольчики. Короче, бережнее к технике относились, вот и жила она дольше.

Diogen
01.08.2010, 21:00
Давно и доподлинно известно, что автомобильные аккумуляторы подольского производства "живут" ровно год и "умирают" чуть ли не день-в-день с датой изготовления...

Max
01.08.2010, 22:39
Давно и доподлинно известно, что автомобильные аккумуляторы подольского производства "живут" ровно год и "умирают" чуть ли не день-в-день с датой изготовления...
Всё правильно.
Выталкиваешь по весне машину из гаража, не заводится, аккумулятор за зиму оксидировался*, покупаешь новый и так по кругу.
только датой не изготовления, а покупки.

*это от расп##дяйства пользователя, а не изготовителя.